Результаты экспериментальной деятельности в 2015-2016 учебном году 22.05.2016

Результаты эксперимента в рамках системы Эльконина - Давыдова будут внедряться

18 мая 2016 года на педагогическом совете учителя обнародовали результаты экспериментальной деятельности по разработке уроков в рамках системы Эльконина - Давыдова в восьмых классах. Экспериментальная работа продолжалась в связи с переходом средней школы на новые ФГОС,

Свои доклады представили Седа Оганесовна Кожевникова (информатика), Мария Алексеевна Янишевская (физика), Ольга Владимировна Ионова (русский язык), Елена Владимировна Антоненкова (биология), Екатерина Ивановна Попова (химия), Татьяна Ивановна Утешева (география), Ирина Евгеньевна Беларева (история), Татьяна Борисовна Макарова (английский язык) и Александр Геннадьевич Малин (химия).

По словам учителей, деятельностный подход в целом позволяет учащимся не только развивать метапредметные навыки, но и добиваться более высоких результатов при внешней оценке. Таким образом, согласно решению педсовета, эксперимент в средней школе будет продолжен, а педагогические наработки педагогов-экспериментаторов будут внедряться и далее.

31 мая 2016 года прошло заседание методического объединения учителей начальных классов. Собрание было посвящено итогам экспериментальной деятельности за год.

Из отчета Е.А. Варламовой "Диагностика рефлексии на уроках математики в начальной школе"

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Главной особенностью новых стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностных умений, одним из которых является рефлексия.

В трудах В.В. Давыдова рефлексия это компонент теоретического мышления, умение рассматривать основания своих действий, примененные способы решения задач.

В нашем исследовании мы поставили задачу подобрать задания, с помощью которых можно было бы проследить, как у учащихся 3 класса складывается умение рефлексировать способ действия. Апробация методик, позволяющих оценить уровень развития рефлексии на математическом материале, проходила на учащихся 3 класса в школе, где обучение ведется по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учебники по программе Горбов С.Ф., Микулина Г.Г.

Для определения уровня содержательной рефлексии было проведено тестирование 3 разными методами.

Данные методики построены на основе теории В.В. Давыдова об эмпирическом и теоретическом мышлении.

Традиционный учебный материал тоже позволяет обнаружить в нем множество ситуаций, уместных для развития и оценки сформированности рефлексии как компонента теоретического мышления или познавательного универсального учебного действия (как обозначено в новых образовательных стандартах).

Поэтому для диагностики рефлексии нами были выбраны задания, которые можно провести в любом образовательном учреждении по любой программе.

Проведенное исследование (совместно с Е.С. Лониной) в третьих классах нашей школы позволяет сделать выводы:

Подобранные нами задания, с помощью которых можно было бы проследить, как у учащихся 3 класса складывается умение рефлексировать способ действия, оказались наиболее эффективными при их использовании, так как подтверждают факт наличия содержательной рефлексии у более 50% учащихся данной школы.

Из отчёта Н.Л. Табачниковой, Н.А. Шибановий "Результаты метапредметной диагностики"

Учителями начальной школы совместно с психологами была проведена метапредметная диагностика результатов начального образования в двух четвертых классах. Ее результаты будут обработаны и изучены в ближайшее время. Было положено начало создания Базы результатов метапредметной диагностики, куда уже внесены данные последних пяти лет.

В 2015-2016 учебном году четвероклассники школы №91 участвовали в массовой диагностике таких развивающих результатов школьного образования, которые, согласно новыми образовательным стандартам, должны быть достигнуты к концу начальной школы.

Для оценки развивающих эффектов начального обучения учеников школы №91 были использованы диагностические методики, разработанные и апробированные в рамках научно-исследовательского проекта "Диагностика метапредметных результатов начального школьного образования в соответствии с новыми образовательными стандартами".

Диагностика включает в себя 9 методик, проверяющих умение учиться, логически рассуждать, работать вместе, моделировать, читать информационный и художественный текст, а также сформированность математических и лингвистических понятий.

Результаты диагностики были частично представлены на семинаре для родителей учеников четвертого класса. Для каждого учащегося 4 класса построен «профиль» его результатов на фоне среднего результата по классу.

Учащиеся показали хороший уровень в умении моделировать, вычитывать недоопределенность в условии задачи; был получен высокий показатель критического мышления. По результатам диагностики можно сделать вывод о сформированности у большинства учащихся математических и лингвистических понятий, изучаемых в начальной школе.